Психолог Анна Девятка в СМИ
Радио “Говорит Москва”

Вкусовые предпочтения. Почему кому-то нравится сыр, а кому-то колбаса?

За метафорой вкусовых предпочтений скрывается вопрос: «Почему человеку нравится тот или иной продукт?», и мы понимаем что речь идет не только о еде. Мы так можем говорить про одежду, выбор профессии, чтение книг, выборе куда потратить свое время. Даже выбирая сейчас говорить на эту тему, мы делаем выбор в сторону предпочтений и будем развивать ее учитывая вкусы каждого из нас троих.

Вкус – это выбор. Он может быть основан на автоматизмах, когда человек выбирает по привычке, не задумываясь. А бывает так, что человек спрашивает себя «Что я хочу? От чего мне будет вкусно?» и тогда делает выбор с опорой на свои потребности.
Здесь нужно напомнить, какие потребности в принципе возникают в нашей жизни. Среди них:

• Физиологические потребности – голод, жажда, физическая нагрузка, сон, отдых.

• Потребность в безопасности – защита от боли, страха, гнева, неустроенности.

• Потребность в социальных связях – любви, нежности, понимании.

• Потребность в самоуважении – одобрении, признании достижений.

Такой подход поможет убрать автоматизацию и вернуться к вкусовым ощущениям «нравится – не нравится», и что я хочу получить от своего выбора.

Если мы вернемся к примеру с колбасой и сыром, то обнаружим, что с помощью еды можно закрыть не только физиологический голод, но и получить любовь – «краковская колбаска, как мама в детстве покупала после зарплаты – это был праздник, ведь самый лучший кусочек отдавали ребенку», или же можно чувствовать принадлежность к своей семье «у нас так принято, мы едим по утрам бутерброды двух видов – с колбасой и сыром, что бы я не выбрал, я буду делать так, как делают мои родственники».

Разовтоматизация потребует изучения вопроса – чем полезен сыр или колбаса именно для этого человека. Вообще нравится ли ему эта еда? Задумывался ли он об этом когда-либо? Это похоже на то как люди выбирают – кого завести кошку или собаку?, и вот здесь как раз вкусощина приобретает правильный вариант – большинство людей примериваются, раздумывают о своей ответственности за животное, готовности гулять и той радости которую они получат при общении с животным. Дальше уже начинается выбор породы, и изучение характеристик чем питомцы отличаются друг от друга.

Фиксация только на одном выборе называется навязчивостью, и является симптоматикой, например, Острого Компульсивного Расстройства. Человек в норме способен выбирать разные вещи, в зависимости от того, что ему хочется – за это отвечает его Эго-функция, то есть функция выбора.

Когда человек упирается во что-то, и говорит «мне это категорически не нравится», то важно посмотреть как это «что-то» совпадает с его жизненными ценностями. Такая резкая неготовность иметь с чем-то дело обычно связана с тем, что человек затрагивается какой-то своей болезненной точкой. У человека психологическая аллергия на это, поэтому организм реагирует категорично. Другому предложишь яблоко, он обрадуется и возьмет, а другой скажет «ты хочешь чтобы у меня отек квинке был? Убери» - яблоко перекрестный аллерген с березой, и все, кто сейчас страдают от аллергии, понимают вот эту боль, о которой я говорю.

Также и в психологии, предложишь человеку «поехать куда-то с друзьями», а он упирается и не понимает в чем же дело. Потом оказывается, что в прошлую поездку его друзья поругались между собой, и ему приходилось быть стабилизатором, поочередно выслушивая недовольства то одного, то другого. Конечно, мысль о повторении такой поездки вызывает отторжение.