Психолог Анна Девятка в СМИ

Как говорить комплименты

Рубрика с психологом Анна Девятка на радио Говорит Москва в программе Макса Челнокова и Марины Александровой «Мы вас услышали». Сегодня обсуждаем тему: как делать комплименты

Комплимент является видом обратной связи от других людей. Обычно его используют чтобы выразить одобрение, уважение, признание заслуг другого человека или восхищения им как личностью. Проще говоря, комплимент – это похвала, которую один человек говорит другому.

Типы комплиментов:

1. Косвенный. Мы хвалим не самого человека, а то что ему дорого. Например «Какие у вас замечательные дети!» или «Какая уютная студия, в ней хочется творить». Такой подход дает понять человеку что он вам симпатичен, или вам нравится то, что и ему нравится.

2. Выстроенный по типу «минус-плюс». Сначала даем маленький минус, затем большой плюс. Например: « я не могу сказать что ты хорошо водишь машину, ты ее водишь безупречно, ты самый лучший водитель с которым я ездил». Первая часть фразы вызывает негодование, растерянность, может быть укол самооценки, а вторая часть ее выравнивает и наоборот приподнимает.

С этим видом комплимента нужно обращаться аккуратно, не все их понимают. На днях я увидела ролик, в котором блогерка обсуждала с подписчиками свою клиентку. А клиентка как раз сделала подобный комплимент и блогерка вторую часть не услышала, а эмоционально застряла в первой части фразы, которая затронула ее самооценку. Блогерка – учитель танцев, а фраза звучала так: «вы не худая, но мне очень нравится что я вас выбрала и учусь у вас танцевать, потому что я и сама пухленькая и мне нравится что я могу быть расслабленная на занятиях и не переживать что выгляжу как-то не так». Естественно в соц.сетях обсуждение сфокусировано не на комплименте, а на том как клиентка некорректно поступила. Естественно, буллинг клиентки в соц.сетях опускается как недостойный обсуждения.

3. Через сравнение с чем-то дорогим для человека, делающим комплимент. Здесь рассчет на эмоциональный посыл, искренность и доверие. Например: «ты хорошая мама, я хотел бы чтобы моя мама также обо мне заботилась как ты о своих детях». Или: «у тебя такое хорошее чувство юмора, мне так нравится, что я каждый раз слушаю тебя и вдохновляюсь, жизнь снова играет радостью»
Всегда ли принимают комплименты?

К сожалению, похвала считается опасной для многих людей. Мы уже как-то говорили, что есть травмированные взрослые, которых в детстве с помощью похвалы заставляли полоть грядки или мыть посуду «ты лучше всех полишь, кому еще доверить прополку кроме тебя?»

Поэтому не удивляйтесь, если вы сделаете неоспоримый комплимент, основанный на фактах, и получите отпор и мощное отвержение:

Например: - «Какой у вас красивый вид из окна! Представляю как приятно смотреть на реку в течении дня»

Ответ: - «Вы хвалите вид? Терпеть его не могу, и вам тоже не понравится если вы побудете здесь подольше, надоедает и отвлекает от работы».

Отвержение – это способ НЕ принять комплимент, когда он видится опасным.

Еще один вид опасного комплимента – это унижающая похвала. По форме человек говорит приятные вещи, но если вдуматься, она давят самооценку принимающего «критику под соусом похвалы». Пример: «Мне так нравится твое терпение и ответственное отношение к работе, чувствуется что ты ее любишь - ты уже пять лет работаешь на одной должности и даже не просишь повышения зарплаты». Естественно, человек после такой похвалы чувствует себя измазанным грязью.

Как принимать:

Во-первый неспеша, потому что похвала вызывает эмоции и их важно выдерживать. Например смущение, чувство тепла, нежности, благодарности – это в том случае, если похвала воспринимается как что-то хорошее, безопасное.

В случае если есть опыт манипуляции похвалой, то первой реакцией будет испуг «опять от меня что-то хотят, злость, отвращение», а также желание оттолкнуть собеседника.

Когда вы разобрались со своими эмоциями, попробуйте увидеть человека, хвалящего вас. Как вы думаете, хорошие ли у него мотивы? Если да, то поблагодарите: «Спасибо, что замечаете, мне это важно», можете в ответ также сделать комплимент «Так приятно, что вы разделяете теже ценности, спасибо за вашу внимательность». После этого можно добавить что-то еще, приятное про собеседника.

Мужско-женские комплименты

1. Важно хвалить то, что действительно нравится. Жизнерадостный вид, улыбку, красивую одежду, легкость, приятность в общении, вдохновление получаемое рядом.

2. Можно проявить интерес к хобби человека, и поинтересоваться как он что-то важное для него делает. Как готовит например мясо, любимый рецепт шашлыка, какие секреты есть у человека при установке мангала и приготовления, может он плов в казане делает на костре – все это повод полюбопытничать и разделить приятные эмоции.

3. Комплимент может быть приглашением к сближению, но надо понимать что существует разная дистанция в отношениях, и бывают дружеские комплименты, флирт, дальше уже переход в романтику и так далее. Но подобное развитие не обязательно, можно оставаться на уровне флирта и выражения симпатии, не переходя дальше.

4. Дистанция в данном случае устанавливается через ответ на комплимент, и действия вслед за этим: ответный комплимент, приглашение куда-то, после приглашения как люди ведут себя на встрече. Например, приходит человек на встречу, а перед ним открывают ноутбук и просят что-то сделать или пытаются продать что-то. А может быть и ровный, спокойный ответ – когда эмоции смущения и возбуждения устанавливаются на каком-то уровне, приемлемом для человека. Ему приятно общаться, но есть понятные границы, которые могут быть даже обговорены. В таких случаях комплименты могут принимать вид «Какой ты классный или классная, что мне приходится напоминать себе что у нас дружеские отношения и в них есть границы». Контекст этой фразы понятен, это френдзона.

5. Манипуляция комплиментом. Пример, всем известный Служебный роман. Когда люди используют комплимент, чтобы получить выгоду. Это тоже бывает, и про это нужно просто знать.
Радио “Говорит Москва”