Уверенность – это черта характера, которую можно развивать в течение жизни. Она складывается из нескольких элементов.

I. Представление о самом себе, истоки формирования которого начинаются в раннем возрасте (с 1 до 3 лет), формируются к концу дошкольного возраста и продолжает развиваться в течение жизни Представление о самом себе включает:

  1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний;
  2. Самоконтроль и саморегуляцию – соблюдение правил, волевые процессы;
  3. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя. Она появляется на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения. Конечно, наиболее благополучный вариант — когда самооценка является достаточно высокой и адекватной. Условием этого является знание человеком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Очень важно знать: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Таким образом, знание своих сильных и слабых сторон являются основанием для формирования уверенности в себе.

Пути повышения самооценки. Самооценка повышается в деятельности. Чтобы деятельность вела к успеху, к моральному удовлетворению, к повышению самооценки, она должна иметь конкретную цель. Движение к цели обязательно. Тот, кто перестает смотреть вперед, фактически перестает жить. Первое условие формирование успеха для самооценки – наличие конкретной цели. Чтобы повысить самооценку надо делать что-то самостоятельно и добиваться удачи. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

II. Притязания личности (эффективность и привлекательность). Уровень притязаний у всех разный – это правда, то что может быть желанным для одного человека, другому может и не потребоваться. Но если желание очень важное, притязания высокие, а вот не получается и не получатся, то уровень притязаний начинает снижаться. Вроде «мне этого не достичь, а значит, и хотеть не надо». Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Но если вы найдете свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх неудач компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Вы сможете постоянно утверждается в том, что у Вас есть преимущественного перед другими. И тогда правильная стратегия: уверенность в своих силах, а не в способностях.

Позиция уверенности: «Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов».
Позиция неуверенности: «Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока».

III. Самопринятие – я такой и я себе нравлюсь.

VI. Самоуважение 

Позиция уверенности: я уважаю себя и уважаю оппонента.
Позиция неуверенности: я себя не уважаю; отношение к оппоненту не принципиально важно.
Позиция агрессивности: я уважаю себя, а другого нет.

Анна Девятка

 


Яндекс.Метрика